РАЗНОВИДНОСТИ ВИТРАЖЕЙ ПО ТЕХНОЛОГИИ ПРОИЗВОДСТВА

Тема в разделе "Витражи", создана пользователем StalkerMoon, 15 Май 2017.

  1. StalkerMoon

    StalkerMoon Administrator Команда форума

    РАЗНОВИДНОСТИ ВИТРАЖЕЙ ПО ТЕХНОЛОГИИ ПРОИЗВОДСТВА

    Тиффани
    Витражи, сделанные по этой технологии, пользуются неизменной популярностью. Названа она в честь американца Луиса Комфорта Тиффани, который ее и изобрел. Мастер работал в стиле арт-нуво (от фр. art nouveau - «новое искусство»), который впитал в себя все прогрессивные веяния моды ХХ в.
    Луис был последовательным сторонником художественного витража с обобщенным изображением, которое одинаково отчетливо и эффектно воспринимается в разных масштабах. Исключение делалось только для церквей, которые заказывали детальную проработку изображений святых.
    Временем появления данной техники считается 1899 г. Вероятно, наиболее востребованными изделиями компании Луиса являлись абажуры для электрических ламп. Их мозаичная структура мягко приглушала свет, вызывая ощущение загадочности, что идеально соответствовало эстетическим запросам модерна. Своими открытиями в области искусства Тиффани заслужил Гран-при на Всемирной Парижской выставке.
    При изготовлении витражей по этой технологии используются художественные стекла с более чем 150 оттенками и фактурами. Суть метода, предложенного Луисом, заключается в обтачивании каждого кусочка стекла и обертывании его медной лентой по контуру. Потом кусочки размещают на кальке в соответствии с эскизом и скрепляют друг с другом оловянным припоем с помощью медной фольги или свинцовых протяжек. Готовую конструкцию покрывают патиной. По сути, мастер усовершенствовал технику пайки классического витража. В изобилии в его изделиях встречалось стекло из нескольких слоев, а толщина швов была разной, причем автор шел на это сознательно, используя как прием для усиления впечатления от натуральности объемного или пространственного эффекта.
    С помощью этой технологии можно сделать объемные витражи, особенностью которых являются выпуклые или вогнутые участки, благодаря чему изделие приобретает особенную неподражаемость и оригинальность.
    Придуманный американцем способ создания витражей позволяет привлечь маленькие детали композиции, использовать много мелких элементов, которые обеспечивают рисунку тонкие и изящные линии.
    Причем данный витраж не уступает по прочности всем остальным, а предоставляемая при выборе форм свобода не может не поразить воображения.
    В XIX в. немало представителей европейского высшего света заказывали свои портреты, сконструированные в витражах, желая видеть их непременно в средневековом стиле. Подобная любовь к витражам не обошла стороной и монархов, в частности баварский король Людвиг I всячески покровительствовал искусству настенной росписи (помогал художникам материально) и витража (устраивал соответствующие мастерские).
    Мелкие элементы приходилось использовать еще и потому, что работал Тиффани с очень небольшими по сравнению с традиционным витражом поверхностями, которые, кроме того, отличались криволинейностью. В этой ситуации целое изображение можно было получить только при использовании множества мелких фрагментов. Сплетники даже рассказывали, что художник элементарно использовал отходы производства крупных витражей. Правда, это не соответствует действительности, поскольку особенность витражной техники заключается в том, что только из большого стекольного полотна можно получить мелкий фрагмент.
    Мозаичные абажуры, изготовленные в мастерской Луиса, высоко ценились публикой. Наряду с ним лампами занимались и другие художники, коих было достаточно много. Наиболее популярными украшениями для ламп служили геометрический орнамент, изображения цветов и насекомых. Несмотря на обилие подобных изделий на рынке витражной продукции, Луис достойно выдерживал конкуренцию в основном благодаря высокому качеству и уникальной изысканности.
    Тиффани отличался склонностью к экспериментам, искал новые художественные эффекты, применял разные способы предварительной обработки стекла. Стараясь реализовать как можно более естественные природные формы, он вытягивал, формировал, отливал элементы витража. Но при всем этом его стремление к натуральности не превратилось в простое копирование реальности. Образы выглядели живыми не в смысле их соответствия настоящим прототипам - мастер сумел найти условную грань в искусстве отображения, когда образы казались живыми, не будучи при этом банальными копиями реальных.
    На данный момент можно с уверенностью сказать о том, что технология Тиффани завоевала несомненное лидерство в искусстве изготовления витражей. Неудивительно, что она в то же время и самая дорогостоящая. В общем виде стоимость таких витражей определяется исходя из количества стеклянных фрагментов на 1 м.
    Очень зрелищно выглядят двери и окна, в которых наличествуют вставки в виде витражей, изготовленных по этой технологии; то же самое можно сказать о подвесных потолочных конструкциях, ширмах и перегородках, не говоря уже об окнах.
    Каждый такой витраж - это уникальное произведение искусства, изготовленное вручную на заказ, что предоставляет хозяевам возможность выразить свою индивидуальность через неповторимый рисунок.

    Традиционный (паечный, наборный)
    Издавна это был наиболее массовый вид витражного искусства по вполне понятным причинам: работа выполняется достаточно быстро и стоит при этом весьма недорого. Изделие в данном случае состоит из множества отдельных стеклянных элементов, заключенных в соединенные на стыках с помощью пайки свинцовые профили (медные, латунные). Нынешние стекольщики также считают данную технику самой экономичной, но, несмотря на это, обладающей изяществом и художественной ценностью.
    Хотя при изготовлении подобных работ нет ограничений по размеру, все-таки лучше не делать их более 1 м, так как в противном случае для поддержания панелей придется изготавливать основу.
    Традиционные витражи обычно получаются слишком простыми, поскольку достаточно мягкие свинцовые (медные, латунные) профили подходят лишь для оправы стекол незатейливой формы и не- большого размера. Для придания изделию большей выразительности на поверхность наносят специальные эмали, которые обеспечивают дополнительную яркость, объемность и изысканность.

    Коллаж
    Техника коллажа более современна, чем предыдущие, и используется для создания художественных витражей. Причем некоторые элементы технологического процесса похожи на традиционный способ, а другие - на технику Тиффани, но есть отличие в предварительной сборке стеклянных фрагментов, поскольку отсутствует свинцовая спайка. Отдельные элементы скрепляют не свинцовыми профилями или медными полосками, а полимерным раствором, который намазывают на прозрачное стекло, служащее основой для сборки.
    Художественная специфика данного типа витражей заключается в отсутствии четких линий изображения, поэтому композиция кажется особенно легкой и прозрачной. Полимерный состав закрепляет отдельные кусочки цветного стекла на каркасе, что делает конструкцию очень прочной, поэтому подобную технику удобно использовать для производства столешниц, оформления дверей, ставень и ворот. К тому же коллажи хорошо смотрятся снаружи здания и при отделке ванных комнат в качестве стенок душевой кабины. Преимуществом коллажа является его влагоустойчивость, что обычно недостижимо для других конструкций, так как их сварочные швы окисляются во влажной атмосфере. Разумеется, несомненным достоинством этих витражей можно считать и возможность создания конструкций любых размеров.
    Авангардный стиль арт-нуво отличался комплексным подходом к архитектуре и дизайну. Дизайнеры игнорировали наследие прошлого и придумывали все заново, начиная от бытовых мелочей интерьера и заканчивая особенностями экстерьера. Для витражей это значило, что с начала XX в. они утратили прежде неразрывную связь с традициями прошлого и стали яркими образцами стиля модерн.
    Пока технология коллажа не слишком распространена, но прогнозируется взлет ее популярности, поскольку ее удобно использовать при изготовлении художественных витражей, которые получаются крепкими, отличаются быстротой изготовления, легкостью конструкций и неограниченностью в размерах.

    Псевдовитраж
    Технология имитации витража появилась в США в начале 1970-х гг. и быстро приобрела популярность во многих странах мира. Особые цветные лавсановые пленки и свинцовый профиль, которые придают имитации цвет и фактуру, наклеивают на обычное листовое или легкое акриловое стекло.
    В производстве пленочных витражей используют высококачественные пленки, создаваемые вручную, причем их схожесть с настоящим витражом просто удивительна. Однако в отличие от них стоимость фальшвитражей в 2 раза меньше, чем паяных, хотя выглядят они практически так же. Становится понятным, почему рациональные жители запада часто (свыше 80 %) отдают им предпочтение при декорировании интерьеров. Прослужат они ненамного меньше настоящих, а иногда и столько же. Конечно, никакое подражание витражу не может сравниться с оригинальной конструкцией из цветного стекла - пленочные менее красивы, и глубина цвета не такая. Тем не менее, если фальшвитраж выполнен качественно, неискушенные зрители вполне способны не заметить разницы.
    Пленочными изделиями можно декорировать стеклопакеты, теплопроводные свойства которых от этого не изменятся. К тому же псевдовитражи отличаются способностью обеспечивать большую гибкость и пластику линий в оформлении. Кроме того, малый вес делает пленку идеальным кандидатом для крепления к подвесным потолкам.
    Таким образом, основными достоинствами технологии фальшвитража являются скорость монтажа, низкая цена материала и работы, высокие потребительские качества, бесконечная пластика линий, возможность совмещения со стеклопакетами, защита от ультрафиолета, прочность и безопасность.
    Псевдовитражи могут быть использованы в различных местах: окнах, дверях, перегородках, ширмах, мебели, подвесных потолках, в общественных интерьерах и т. п. Причем в пленочные витражи часто вводят фацетные элементы или кабошоны из цветного стекла.

    Правленый витраж
    Такой витраж представляет собой изделие из группы стекол, так называемых филенок, которые изготовлены в общей технике травления, связаны между собой единой композиционной идеей и размещением в секциях рам. Данную технологию придумали не так давно (2-я половина XX в.), причем, несмотря на то, что она довольно проста в исполнении, травленый витраж отличается удивительной эффектностью.
    Многие ценители и специалисты видят в травлении полноценную альтернативу известным ранее техникам создания художественных витражей. Суть его состоит в разъедании кислотой определенной зоны стекла, ограниченной линиями изображения. Обработанная поверхность становится матовой, и эти следы уже никак нельзя удалить. Действия по изготовлению витража очень просты: на те области стекла, которые предполагается протравить, накладывают самоклеющийся прозрачный пластик. Рисунок получается в результате сочетания контрастных участков, обработанных или не обработанных кислотой. Объектами травления способны быть стекла любого типа: стандартное оконное, выдуваемое, кафедральное, опаловое, зеркальное. Используют травленые витражи при изготовлении окон, дверей, зеркал, картин, панно, панелей для ширм, мебели и перегородок.
    На стекле можно отобразить композиции с любой степенью проработанности элементов, причем займет это совсем немного времени, будет стоить достаточно дешево и не потребуется никаких ограничений, связанных с размерами панелей или со сварными швами. Сейчас травленое стекло распространяется все больше, что объясняется уникальностью получаемого изображения - в нем совмещаются рельефная фактура и разнообразные красители, благодаря чему появляется возможность делать любые по сложности витражи.
    Вкратце последовательность действий при травлении следующая: стекло нужно обезжирить, нанести защитное покрытие, гравировать или фрезеровать контуры узора, непосредственно протравить стекло, после чего вымыть изделие, устранить защитное покрытие и вымыть еще раз. Кроме того, поверхность обработанного стекла можно покрыть светоотражающими красителями, чтобы у зрителя появилась иллюзия рельефного рисунка, находящегося в стекле.
    Хотя такой витраж кажется весьма простым и незатейливым, на самом деле изготовить его не так-то просто. При этом прозрачность стекла должна быть высокой, а чтобы можно было видеть сквозь него, нужно обработать кислотой декоративные линии изображения, но не сам фон, как можно было бы подумать. В заключение необходимо отметить, что технология травления является вредной, поэтому при ее использовании следует соблюдать повышенные меры безопасности.

    Гризайль
    В создании витражей уже давно используют не только окрашенные стекла, заключенные в свинцовые рамы; само витражное стекло дополняют живописным декоративным изображением, с помощью которого отражают мельчайшие нюансы композиции.
    До наших дней техника гризайль дожила практически в том же виде, в каком применялась веками, а ее возраст вполне можно сопоставить с возрастом традиционного наборного витража. В самой древней реализации она было черно-белой, так как процесс использования заключался в простом нанесении контуров узора и его затенении, тогда как цвет определялся только разновидностью стекла. Сначала гризайлью покрывали стекло, а потом ее удаляли. В результате формировались специфические затенения, подчеркивавшие прелесть витражных композиций. Обычно таким образом воспроизводили исторические сюжеты.
    Основной компонент витража - стекло - является очень «активным» материалом, который настойчиво привлекает к себе внимание цветом, фактурой, прозрачностью, светоотражающими свойствами. Благодаря чему дизайнер может делать основной акцент в оформлении интерьера именно на витражах, которые просто «принуждают» любоваться собой.
    Необходимо заметить, что обработка стекла по описываемой технологии - дело довольно трудное, и человеку, не владеющему соответствующими навыками, с ней не справиться. Всю подготовительную работу проводят либо в технике наборного витража, либо по методике Тиффани. Сначала нужно подготовить эскизы и нарезать стекла способом, аналогичным тем, что применяют при изготовлении любого витража. Однако прежде чем обрамлять детали медной лентой или свинцовой протяжкой, на них создают рисунок в технике гризайль, обжигают в муфельной печи и только потом окончательно собирают в витраж.
    В этом состоит определенная трудность, ведь далеко не у всех есть доступ к специальной печи. Зато с помощью данной технологии создают декоративные панели или витражи, которые находят применение в любых интерьерах.
    Как правило, в изготовлении витражей в технике гризайль используют кафедральное прозрачное стекло. Гризайль выбирают черного классического цвета, при этом полутона получаются коричневыми. Из-за скудности красок изображение четко проявляется и приобретает контрастность, поскольку в основе композиции лежит противопоставление света и тени. Впрочем, иногда (без излишнего усердия) добавляют немного золотистого, голубого или другого цвета.
    Несколько особенностей:
    • обжиг осветляет цвета на тон, в гризайль подмешивают аравийскую камедь, от объема которой зависит то, насколько легко краску можно будет снять (если камеди слишком много, то всю работу придется переделывать);
    • стекло с нанесенным изображением обжигают, но не вынимают, пока оно не остынет;
    • рекомендуется попробовать обжигать для начала небольшие кусочки стекла, поскольку иногда после обжига оно меняет цвет.

    Пескоструйный
    Обычно такие витражи делают на бесцветном стекле, хотя возможно использование тонированного стекла или зеркала. Как видно из названия, данная технология связана с песком, точнее, с обработкой им стекла.
    Толщина целевого полотна не должна быть менее 5 мм. На стекло в несколько этапов накладывают трафареты, которые «обстреливают» затем в закрытой камере струей кварцевого песка посредством специального компрессора (под разными углами).
    Существуют несколько разновидностей пескоструйных механизмов. В частности, пневматические, из которых песок подается под давлением воздуха, вакуумные и гидравлические, в которых роль воздуха играет вода. Получается, что песок воздействует на те области стекла, которые не закрыты трафаретом. В качестве защитного слоя можно использовать обычную изоленту; конечно, если речь идет о тонком матированном слое.
    Размер зерна песка определяет то, какой станет поверхность: бархатистой или шершавой. Спецификой данной технологии является то, что с ее помощью, помимо простого геометрического узора, можно изготавливать многослойные и графически выразительные работы, которые по своей сложности даже могут напоминать барельефную скульптуру - такие изделия называют витражами с глубокой выборкой, а с помощью многослойного трафарета их делают многоуровневыми.
    Когда пройдет первый этап обработки и примерно 1 мм поверхности будет снят, часть трафарета убирают и продолжают снимать очередной слой поверхности. Это длится до тех пор, пока не получат необходимый результат. Можно догадаться, что процесс этот достаточно долгий и трудоемкий, но он того стоит.
    С помощью пескоструйной технологии добиваются получения любых изображений - фигур, рельефов, надписей и др. Причем в основе изображений лежит контраст матированных и нематированных участков, а объем создается благодаря рельефным углублениям. Особую выразительность витражу придают гравировка или заливка стеклоэмалью. Его удивительная эффектность становится еще заметнее, если использовать специальную подсветку, заставляющую изображение светится изнутри.
    Получившийся витраж обрабатывают гидрофобной жидкостью, чтобы на нем не образовывалось жирных пятен.
    В ряду любопытных изделий, созданных пескоструйной технологией, особо стоит выделить кулисные композиции, когда части одного рисунка отражают на отдельных стеклянных полотнах. После их совмещения витраж «оживает».

    Фьюзинг
    При изготовлении витражей по данной технологии не нужны металлические профили, фольга или какой-либо аналогичный материал. Фьюзинг представляет собой процесс, при котором на листовое стекло наклеивают фрагменты изображения, а затем для полного спекания в единое целое помещают заготовку в специальную печь, которую настраивают так, чтобы температура постепенно повышалась до 850 °С и так же падала. Особенности настройки зависят от узора, толщины и качества стекла.
    Длится термическое воздействие около 16-17 ч. Причем большое значение имеет не только нагревание, но и процесс охлаждения. Если этого не учитывать, то в стекле образуется внутреннее напряжение, которое вызовет разрушение материала, после того как оно остынет или некоторое время спустя. Это особенно актуально для толстого стекла, время охлаждения которого зависит от его толщины. Иными словами, нужно помнить, что, чем больше толщина стекло, тем дольше оно обязано остывать. Игнорирование данного правила даже в случае отсутствия трещин приведет к тому, что витраж потом в прямом смысле взорвется от малейшего сквозняка.
    При заказе витража нужно описать художнику мотив, сюжет, жанр, цвет, функцию, степень прозрачности и т. д. Далее мастер делает предварительный эскиз и изучает стилистику. Затем он выполняет эскиз в большем объеме, подбирает к сюжету стекло и переводит рисунок на кальку для резки по ней стекла. Поскольку человеку уследить за всеми этими тонкостями трудно, то процессами спекания и охлаждения на производстве занимаются специальные компьютерные программы.
    Хотя о фьюзинге знали еще много столетий назад, эта технология не распространилась, поскольку разноцветные стекла, спекаемые между собой, после технологического процесса обычно трескались. Только относительно недавно производители научились получать полностью спекаемые цветные стекла. Все дело в том, что их окраска образуется путем добавления в стеклянную массу окислов металлов, из-за чего химический состав и коэффициент температурного расширения у стекол разных цветов получались различными. Поэтому стекла с отличающимися коэффициентами после остывания трескались или даже лопались. Когда удалось выяснить причину проблемы, технология стала бурно развиваться в этом направлении, и сейчас изготовители стремятся придерживаться стандартов по коэффициенту расширения стекла для витражей.
    Фьюзинг предоставляет большую свободу для творчества, поскольку качество и состав используемых стекол не ограничены. Например, цветное стекло из натуральных ингредиентов и красителей можно расположить на прозрачном стекле мозаикой, сверху поместить другое полотно стекла и запечь конструкцию при 900 °С, получив на выходе трехслойную матрицу.
    Витраж, изготовленный по данной технологии, смотрится очень красиво, причем имеется возможность контролировать процесс: дать слоям растечься, ограничить их, слить друг с другом, сделать плоскими, немного выпуклыми. Стекло обретает фактуру, толщину и рельефность. Область применения таких витражей необычайно широка, ими можно украшать почти все что угодно: источники света, картины, любые окна, плафоны, ширмы, перегородки, двери, зеркала, мебель и т. д.
    Печи для запекания довольно разнообразны, а от их габаритов зависят размеры витражных элементов (в среднем 1,2х2,3 м). Причем толщина фрагментов также сильно разнится от случая к случаю; как правило, минимально она равняется 6 мм, тогда как верхняя планка поднимается до нескольких сантиметров.
    С помощью технологии фьюзинга наносят изображения, базирующиеся как на контрастах, так и на оттенках или полутонах, что, естественно, увеличивает возможную палитру, а это, в свою очередь, означает, что грамотным подбором сочетаний стекла добиваются эффекта воспроизведения на манер художественного полотна, реализованного в технике импрессионизма.

    Бетонная связка
    Создателем этой технологии считается литовский художник А.Стошкус, который разработал ее в 1960-х гг. Специфической особенностью витража является использование монолитных объемных стекол, которые отливают в формах или выдувают в свободной манере, благодаря чему им свойственна неправильная конфигурация. Под конец цикла их запекают в муфельной печи, чтобы появился поверхностный рельеф; данный процесс называют моллированием.
    Непосредственно бетонную часть конструкции делают из цемента марки М 300 (в раствор идут сухой речной песок и поливинилацетатная эмульсия) и стальной арматуры, которую изготавливают из пере-
    плетенной или сваренной проволоки.
    Витражи на бетонной связке по причине их масштабности (площадь достигает 150 м) отлично смотрятся во внутреннем пространстве зданий, порой превращаясь в полноценные многоплановые скульптурные рельефы или пропускающую свет стены.
    Если сравнивать витраж из обычного листового стекла с витражом на бетонной связке, то последний выгодно отличается своим выразительным потенциалом, поскольку в объемном стекле большее количество светоцветовых градаций. Кроме того, чем больше толщина, тем чаще свет преломляется и отражается, благодаря чему можно долго любоваться нюансами перехода цветовых гамм. Отсюда и повышенное эмоциональное воздействие витража, которое можно усилить бликами в зеркальной глади бассейна, полированного пола, остекления.
    Описываемые конструкции часто применяют в общественно значимых больших объектах в роли архитектурной доминанты. Разумеется, стоимость таких работ очень высока, однако если их площадь невелика, то позволить себе такой изыск все-таки можно.

    Кастинг (муранское стекло)
    Эта редкая технология похожа на фьюзинг тем, что стекло тоже нагревают, однако при этом его формируют в специальных объемных металлических матрицах. В них заливают цветное стекло, сверху покрывают прозрачным и выпекают при температуре 1000 °C. После чего, пока поверхность еще мягкая, с помощью специального инструмента наносят рельеф с бегущими волнами. Причем в каждом случае он получается уникальным. Затем стеклянную массу покрывают слоем прозрачного стекла еще раз. Данную технологию вряд ли удастся использовать в частном порядке, так как ее особенностью можно считать то, что у каждого мастера издревле существовала собственная строго охраняемая засекреченная технология.
    Родиной муранского стекла является остров Мурано в венецианской лагуне, Италия. Когда-то, если мастера уезжали оттуда в чужие края, то их заочно приговаривали к смерти и посылали убийц. В Средневековье установилась традиция передавать секреты мастерства очень небольшой группе продолжателей дела. По этой причине отсутствие последователей или смерть мастера приводили к прекращению производства определенного вида стекла.
    Удивительно, но этот обычай здравствует и поныне. Есть пример того, как уже современная фирма, работающая на острове Мурано, перестала выпускать разноцветные рельефные пластины, когда единственный специалист, знавший секреты их изготовления, умер. Другие мастера не смогли сделать такую же продукцию, ориентируясь на некоторые оставшиеся образцы.

    Фацетный
    Данная технология практически в точности соответствует традиционной за исключением одной детали: по краям стеклянных фрагментов (всех или некоторых) снят фацет (срезана грань). Из таких ограненных секций и собирают фацетный витраж. Причем, чтобы фаска была достаточно широкой и эффектной, требуется стекло толщиной не менее 4 мм. Монтируют кусочки стекла чаще в крепкие латунные профили по традиционной схеме или спаивают аналогично технологии Тиффани.
    Готовый витраж в состоянии очаровать: срезы на краях стекла «играют», преломляя свет, а сами фрагменты заключены в оправу из отливающей золотом латуни.
    Хотя стекло способно прослужить сколько угодно времени, оно довольно хрупкое. Чтобы несколько укрепить его, большие плоскости дробят на мелкие, вставляя их в отдельные рамки. Витраж можно усилить и латунным профилем, разместить в стеклопакете. К тому же имеются технологии создания витражей на основе акрилового стекла.

    Ультрафиолетовая склейка
    Суть этой одной из самых современных технологий в следующем: по стеклянной основе (обычно с фацетом) на специальном клее выкладывают изображение из разнообразных деколей (технология, по которой краску с бумажной основы переводят на стекло или керамику, после чего фиксируют обжигом). Потом на стекло с рисунком воздействуют ультрафиолетом с помощью соответствующего оборудования (лампы), в результате чего клей твердеет и получаются разнообразные таинственные и элегантные витражи.
    Цветные УФ-клеи весьма дороги (не говоря уже о стоимости трудоемкой ручной работы), но небольшое количество скрепляемых таким образом элементов незначительно отражается на общей сумме, затраченной на изготовление витража.

    Диапозитивы
    Данная технология довольно молода. В принципе, это обычная фотопечать на стекле, но, помимо того, здесь используются разнообразные фотографические приемы и проявка рисунка с помощью фототравления.
    Как правило, витраж-диапозитив находит применение в оформительских и рекламных целях при остеклении проемов торговых павильонов, витрин. Естественно, нынешние технологии фотопечати на стекле нельзя сопоставить с традиционными технологиями получения витражей. Не говоря уже об особых разновидностях, например трехмерной фотопечати (3D).
    Витраж-диапозитив играет абсолютно такую же роль и работает так же, как классический, т. е. использует световой поток для наделения задуманной композиции определенным характером. Надо сказать, что витражи-диапозитивы сейчас встречаются достаточно редко и обычно служат рекламно-информационным целям.

    Фотовитражи (триплекс)
    Витражи по технологии триплекс (конструкция из расположенной между двух стекол лавсановой пленки с фотореалистичным или простым рисунком) отличаются красочностью, долговечностью и безопасностью, поскольку специальная полиграфическая пленка не позволяет рассыпаться стеклу повышенной прочности на осколки. Такие витражи часто используют в качестве рекламных баннеров в помещениях или на улице. Впрочем, этим область их применения не исчерпывается.
    С помощью технологии создания триплекса на полимерную пленку можно перенести любой рисунок или изображение. Вкратце технология производства следующая: сначала рисунок предварительно обрабатывают, т. е. оцифровывают и корректируют, после чего выводят на пленку. Контактирующие с пленкой поверхности двух стекол могут матировать или гравировать, но в любом случае поверхности смазывают специальным клеем и укладывают между ними высохший лавсан. Затем конструкция попадает под пресс, а остаток клея удаляют.
    Эти изделия заняли нишу витражей-диапозитивов. Дело в том, что нанесение изображения непосредственно на стекло, особенно большого размера, - мероприятие довольно дорогое, а пленка между стекол в данном случае представляется отличным решением. Фотовитражи отличаются мобильностью, чего нельзя занести в актив других типов витражей. К тому же если в основе витража пленка, то ее легко заменить.

    Контурные
    Витражи, изготовленные по данной технологии, представляют собой очень интересное оригинальное решение для оформления помещений. Процесс производства в общем виде следующий: сначала на стекло или зеркало наносят очертания необходимого рисунка, используя для этого сверхпрочный полимерный материал; потом дожидаются, когда контур высохнет (около суток), и заполняют свободное пространство между контурами специальными цветными эмалями и лаками.
    Раньше завершающим этапом был обжиг готового изделия в печи при очень высокой температуре. С помощью подобной термической обработки изделия становились прочными и долговечными. В настоящее время характер наносимого на стекло изображения практически ничем не ограничен и его сложность не становится проблемой. Вся работа производится на высокотехнологичном оборудовании и без обжига. В связи с чем сроки изготовления изделия сократились. Контурные витражи замечательно вписываются как в жилые помещения, так и в рабочие офисы. Ими украшают стены, потолки, двери, перегородки, мебель и т. п. Поскольку в производстве не используют никаких вредных веществ, то они еще и экологически безопасны, а изображение получается стойким к химическим и механическим воздействиям. Уход заключается в обычной влажной уборке с применением моющих средств.

    Силуэтные
    Силуэтными витражами называют конструкции, смонтированные из одинаковых круглых стеклянных элементов (рюмочной плитки), как правило, прозрачных или зеленых.
    Рюмочной плиткой именуют специальный элемент-украшение в виде плоского круга с искусственными неровностями, появляющимися при вращении стеклянной заготовки в процессе изготовления детали. Любопытно, что по подобной технологии производят обычные основания рюмок. Собственно, отсюда витражный элемент и получил свое название - ножка рюмки и витражная рюмочная плитка внешне практически идентичны.
    Этими круглыми деталями в одной горизонтальной плоскости выкладывают витраж, заполняя пространство между ними стеклами с загнутыми краями, которые, кажется, обнимают рюмочную плитку. Причем окраска обрамляющих элементов может быть такой же, что и у основных, или контрастной. В завершение стекла прочно скрепляют свинцовой или латунной оправой.
    Эта технология достаточно сложна и требует определенных навыков. Такие изделия смотрятся в интерьере очень оригинально и эффектно, например, в окнах, дверных вставках, перегородках.

    Транспарант
    В общем виде это обобщающее название всех видов бесцветного просвечивающего стекла, но конкретно так говорят о прозрачной живописи на стекле, видимой на просвет. Процесс ее создания несложен: на стекло, чаще матовое, наносят красящие вещества, не требующие обжига.
    Транспарантная живопись широко распространилась в России, когда в страну проникла мода на витражи.
    Популярность транспаранта неудивительна, поскольку это, по сути, достаточно простая технология, если сравнивать ее с нанесением изображений стекольными красками и последующим обжигом.

    Шебеке, или панджара
    Это ажурные решетки, вырезанные из камня или дерева. Самые древние образцы шебеке были обнаружены в Азербайджане, а датируются они XII-XIII вв. Основное применение этим украшениям находили на Востоке в качестве оконного переплета. В них часто вставляли цветные стекла, но остекление было совсем не обязательным.

    Бендинг
    Технология, родственная фьюзингу, но при иных температурных условиях и несколько другой оснастке - искривление витражной конструкции в печи с целью ее округления до необходимой степени, превращения в цилиндр или создание из нее угла.

    Комбинированный
    Так называют витраж, в производстве которого одновременно использованы разные приемы и технологии, например роспись и мозаика на фоне фацетного остекления. В древности похожие комбинации делали с помощью вставки готового витража в более широкие оконные проемы, а зазоры заполняли отдельными витражными элементами, придававшими остеклению вид орнамента.
    В настоящее время комбинированные изделия весьма популярны, поскольку позволяют реализовать необычайно богатый набор фактур, визуальных эффектов, декоративной насыщенности. На основе базовых приемов изготовления витражей создают несколько отличающиеся технологии, используемые для получения еще более впечатляющих эффектов.
    Ни одна их технологий не лишена недостатков, но их многообразие позволяет воплотить любые творческие замыслы дизайнера. В комбинированных витражах можно совмещать преимущества отдельных технологий, создавая неповторимый рисунок.

    Элементы декора и узоры

    Кабошон
    Так называется рельефная фигурная и чаще прозрачная деталь, встроенная в витражное изделие. При взгляде со стороны она своими очертаниями похожа на каплю воды или стеклянную пуговицу. Изготавливают ее прессованием или отливкой (моллированием) в специальной форме. Во многих случаях подобная вставка обладает формой полусферы или немного придавленной полусферы, снабженной бортиком для монтирования в оправу.
    В эстетическом плане элемент придает витражу особую изысканность и необычность.

    Эрклез
    Так называют вставку-украшение, представляющую собой достаточно мелкую деталь из более толстого стекла, чем окружающее полотно, поверхность которой составлена из сколотых граней, вызывающих красивое искрение света, похожее на сияние драгоценных камней.
    В вечернее время, когда свет не оживляет витражи, они выглядят как изысканная поразительно колоритная живопись. Проявляются зеркальные свойства изделия, оно мерцает, сверкает, отражая искусственный свет, что только усиливает эффектность такого уникального украшения любого здания.
    Стандартный способ изготовления эрклеза - вытачивание по шаблону из стекла и обработка специально заточенным приспособлением.

    «Мороз»
    Для того чтобы получить такой узор с характерной фактурой, необходимо обработать поверхность стекла по пескоструйной технологии, залить кислотой и натереть абразивом или процарапать каким-нибудь подходящим инструментом. Потом на поверхность наносят тонкий слой подогретого столярного клея, желатина или другого аналогичного вещества.
    В основе создания узора лежит специфическое свойство клеящих материалов, которые при высыхании уменьшаются в объеме. Поэтому горячий клей, равномерно заполнивший царапины и шероховатости поверхности полотна, по мере застывания начинает сжиматься, утягивая за собой тонкие чешуйчатые пластинки стекла. В результате получится узор, весьма похожий на тот, которым покрывается окно в морозные дни.

    Нацвет
    Это технология декорирования витража тонким слоем цветного стекла, которым покрывают другое, более толстое и, как правило, прозрачное стекло. Процесс создания основан на горячем формовании.
    Поразительный эффект можно получить, если убрать затем данный слой с помощью гравировки, пескоструйной обработки или травления. В таком случае образуется высококонтрастное силуэтное изображение (белое на цветном фоне или цветное на белом).
     
    Последнее редактирование: 16 Май 2017
    Serik и Serik69 нравится это.

Поделиться этой страницей